С боевиками лучше не шутить: правила пересечения линии разграничения на Донбассе
Боевики т.н. «ДНР» играют в государственность, а мирные жители ночуют перед закрытыми шлагбаумами
Многочасовые очереди на контрольно-пропускных пунктах не заканчиваются, люди вынуждены ночевать у закрытых шлагбаумов, а тот, кто хочет избежать этой канители, должен выложить за проезд немалую сумму.
Поездка в пригород стоит полтысячи
На днях общественная организация общественной «Фундация.101» провела опрос, после которого выяснилось: через линию разграничения по несколько раз в месяц катаются чуть ли не половина граждан – 42%. Раз в месяц на свободные территории выезжают в два раза меньше – 23%, а 15% опрошенных на момент опроса пересекали линию разграничения впервые.
«Поездка планируется несколько дней. На то, чтобы доехать, к примеру, до Мариуполя, закладывается минимум пять часов. Также просчитывается вариант, если придется ночевать на блокпосту. Хотя есть закономерность: в будни поток автомобилей в обе стороны огромный, а по выходным он значительно спадает, – поделился секретами пересечения блокпостов дончанин Кирилл Шиман. – Проще говоря, в будни все едут решать свои дела, а по выходным сидят дома».
Попасть из Донецка на контролируемые территории можно двумя способами: на автомобиле и своим ходом. В последнем случае придется попрыгать с автобуса на автобус: первый идет с Южного автовокзала до «нулевого блокпоста», затем – либо долгий пеший переход до КПВВ, либо кто-то подкинет на авто. На контрольно-пропускном пункте въезда-выезда нужно пройти паспортный контроль, и далее – снова сесть в автобус, который привезет в нужный город.
«Да, своим ходом выходит вроде бы дешевле: автобусы из Донецка до КПВВ стоят 100-200 рублей (около 40-80 грн по курсу НБУ), за подсадку, чтобы доехать между блокпостами, тоже много не берут, а можно даже и бесплатно проехать. Но есть проблемы: например, в Майорске дождаться автобуса в Артемовск нереально. Они и так ходят раз в полчаса, а иногда начинают задерживаться, и пешая очередь становится под 300-500 человек. Тогда приходится садиться в машину к частнику и за 250 гривен ехать в Артемовск или Константиновку, – говорит жительница Макеевки Жанна Еремичева. – В общей сложности, поездка в донецкие пригороды может затянуть от 300 до 500 гривен».
Летом прошлого года боевики т.н. «ДНР» кроме всех других проблем подкинули дончанам еще одну «таможню ДНР». Здесь скапливаются очереди, которые проходят вдоль всего немаленького поселка. Боевики проверяют паспорта, заносят их в свои базы. «Обязательно спросят: «Откуда и куда направляетесь?» А когда едешь «из Украины» в Донецк – то еще и заглядывают в багажник, всем видом показывая, что за груз надо бы заплатить, – подчеркивает Кирилл Шиман. – Обычно мы везем продукты, памперсы, лекарства. Вроде бы все это разрешено, но, а вдруг мы контрабандно везем больше, чем положено. Чтобы не было проблем, заранее покупаем пару дешевых пачек сигарет. Отдаем их боевикам на блокпосту, они тогда менее рьяно переворачивают вещи в багажнике».
Не шутить на блокпосту
Поездка на автомобиле в Мариуполь или Артемовск – сложное и дорогое удовольствие. Выезжают обычно сразу после окончания комендантского часа в пять часов утра – чтобы занять очередь у еще закрытого блокпоста. К семи часам – времен открытия – накапливается до сотни машин.
«Проверка паспортов – это большая лотерея. Никогда не знаешь, как «приз» тебе выпадет: пройдешь ли ее быстро и легко, или тебя не найдут в базе СБУ, или эта база «повиснет», а может, отключится электричество. В последнее время проверки затягиваются. Если едешь на оккупированные территории, то особый интерес представляют рюкзаки в багажнике – пограничники обычно просят их открыть. Могут недовольно побурчать по поводу большого количества памперсов или каких-то продуктов. Если хорошее настроение, то могут даже шутить. Но в ответ шутить не рекомендуется – достаточно легкой улыбки. Вообще, на блокпосту болтать не нужно», – советует дончанин Сергей Камышов.
Быть пассажиром автомобиля, едущего через линию разграничения, трудно. Иногда в одном салоне собираются четыре человека с абсолютно разными политическими взглядами. Чтобы в середине пути не обнаружилось полное несовпадение интересов, переходящее в драку, лучше помалкивать или обсуждать нейтральные темы: погоду, успехи детей, спорт… Хотя все равно все сведется к тому, «как плохо жить» и «как достала война».
Хорошо подобранные пассажиры помогают друг другу: могут шикнуть за телефонные разговоры на блокпосту, поделиться водой или таблеткой, а то и засвидетельствовать личность человека, коль потребуется.
«У меня был случай, когда мы пять часов стояли в очереди, а бабушке надо было на поезд. И когда мы поняли, что уже почти не успеваем, все пассажиры и я в том числе начали умолять пограничников пропустить нас, билет показывали и бабульку, которая уже в предынфарктном состоянии находилась. Конечно, после такой «атаки» нас пожалели и пропустили», – рассказал дончанин Константин Демин.
Как бы льготники
Проводившая опрос общественная организация поинтересовалась у граждан, давали ли они взятки на блокпостах за ускорение проверки документов и багажа. Как оказалось, «таможня ДНР» легко и непринужденно «берет на лапу», причем украинским гривнам даже отдается предпочтение.
«Не знаю, называть ли это взяткой – я называю это оплатой проезда. В тот день боевики настолько медленно переписывали нас, что просто сил не было никаких. А у меня поезд в четыре часа дня! Опаздывать нельзя, да и боевики как бы намекали, что дать все равно придется. 200 гривен решили проблему за минуту. Причем давать в руки деньги нельзя, надо вложить их в сигаретную пачку и так замаскированно отдать», – рассказал житель Донецка Александр Мягков.
Потворствовать коррупции на украинских блокпостах затруднительно – они оснащены десятком камер видеонаблюдения. Служба безопасности Украины не раз пресекала попытки «самых умных» обойти закон. Особенно это касается так называемых льготников.
Инвалиды, семьи с маленькими (до двух лет) детьми, очень пожилые люди имеют право на беспрепятственный проезд. В реальности этим пользуются все кому не лень. Есть так называемые «льготники», которые подлетают к блокпосту на дорогой машине и требуют начальника –»пообщаться». Тогда в дело вступает «народный контроль» – несколько человек из автомобильной очереди. Они могут развернуть машину вполне здорового нахала, воспользовавшегося льготной очередью, в обратном направлении. Могут заставить это сделать пограничников. В последнее время практикуется выставление автомобиля, который исполняет роль заграждения на «льготке». В машине дети или старики? Авто подвинется и пропустит. Нет? Извольте ехать в конец очереди.
«В конец очереди пограничники могут отправить тех, кто пытался им нахамить или въехать без очереди. Обычно, глядя на разборки в очередях, они веселятся… пока неистовые тетеньки из «народного контроля» не пойдут на приступ. Так было зимой, люди были уже на грани срыва. Руководство блокпоста даже продлило его работу часа на три-четыре, чтобы пропустить большую часть машин», – говорит дончанин.
Вопреки правилам и распоряжениям дончане все-таки провозят запрещенные предметы. Например, деньги – в носках или нижнем белье, лекарства рассовывают по одежде. Если есть ребенок с игрушками – можно провести вообще все, запрятав ценное в плюшевого медведя. «Но не надо думать, что на блокпостах работают идиоты. Они прекрасно знают все потайные места в автомобилях, и там тоже проводят досмотр. Если человек ведет себя подозрительно, нервничает, крутится – это может стать поводом для личного досмотра. Во всяком случае, именно такую картину я видел на КПВВ «Новотроицкое», – отметил Кирилл Шиман.
«Мы не можем бросить людей»
Как бы то ни было, но при слове «блокпост» дончане заметно грустнеют на глазах. Это синоним потерянного времени, нервов и денег, а отсутствие элементарных удобств (разве что биотуалеты, которые редко чистят) заставляет людей искренне ненавидеть тех, кто это придумал. Блокпосты по-прежнему находятся в эпицентре обстрелов, а запрет на перемещение через линию разграничения автобусов вовсе не упростил жизнь граждан, а в десятки раз усложнил ее.
При этом украинские военные считают, что иначе – никак. Экс-заместитель главы Генштаба ВСУ Игорь Романенко рассказал, что в условиях нынешнего военного противостояния на востоке Украины линия разграничения в том виде, в котором есть сейчас, – просто необходима.
«Если брать Вторую мировую войну, то там на линии разграничения были окопы, укрепления и все прочее. Но на это в полном объеме нам сил не хватает. И все же за прошлый год было построено где-то на 820 миллионов гривен три эшелона обороны. Это важно, нужно и необходимо. При преодолении таких укреплений противник должен потерять значительные силы», – рассказал Романенко.
По словам военного, украинская сторона не может бросить людей на оккупированных территориях и полностью отрезать неконтролируемые части Донбасса.
«Что касается пропуска людей тут вопрос достаточно сложный. Совсем прекратить гуманитарный и социальный подход мы не можем. Ну, а пункты пропуска нередко используются противником, чтобы засылать подготовленных людей для организации диверсионной работы», – подчеркнул Игорь Романенко.
Также по его словам, блокпосты «ДНР» – не более чем фикция для создания видимости работы тамошних «правоохранителей». «Здесь они должны оправдываться перед своими господами, поэтому они организуют подобные пункты. Создают видимость работы. Поэтому же периодически обостряют боевые действия. Это марионеточная структура», – резюмировал военный.
С ним согласен и политолог Ярослав Макитра. Он рассказал Сегодня.ua, что частые «пробки», которые начали вырастать на блокпостах т.н. «ДНР», – результат низкой компетентности личного состава «таможни». Да и в целом, создание различных ведомств на оккупированных территориях Донбасса, не несет особой нагрузки, а лишь имитирует государственность.
«У них нет ни возможности, ни ресурсов проверять людей, которые проезжают через их блокпосты. Как таковых баз данных у них нет. К примеру, у украинской стороны гораздо больше не только данных, а и более профессиональные кадры. Эти люди (на блокпостах «ДНР». – Ред.) не имеют об этой работе понятия. Еще вчера они из тюрьмы вышли, а теперь они – «пограничники», и не имеют понимания, что они делают. Подобное может быть вызвано кадровым голодом, если подумать здраво – кто пойдет работать в эти «структуры»?», – рассказал Макитра.
По словам политолога, между людьми на оккупированной и не оккупированной территории Украины, с каждым днем увеличивается социальная пропасть, которая может разрастись настолько, что уже не будет преодолена никогда.
«Во-первых, влияет местная политика, на Украине одна, там – другая. Там – вооруженные непонятные люди, на Украине – военные. Опять же социальные блага: количество и качество продуктов, зарплаты, пенсии. На оккупированных территориях зарплаты раза в три меньше чем на Украине. И чем больше будет это разъединение, то тем сложнее будет потом объединить украинцев», – резюмировал политолог.
Комментариев нет :
Отправить комментарий