Крестный ход Московского патриархата прошел на
удивление мирно. Возможно, потому, что его таки привезли автобусами.
Возможно, самое интересное начнется в Лавре во время ночевки или завтра с
утра. Но кое-что об атмосфере, безопасности, правах детей и свободе
личности удалось надергать.
Вместо релиза со списком улиц, по которым сегодня
нельзя будет пройти и проехать, частично или полностью, полиция могла бы
выпустить гораздо более короткое сообщение: «Сегодня никто никуда не
попадет».С утра пораньше пробежавшись по периметру оцепленной зоны, можно было наткнуться на рамки, а можно – и на глухие углы, забаррикадированные решетками, как, например, на Костельной. Перед началом молебна на Владимирской горке на этом пункте не пропускали вообще никого, даже тех, кто уверял: «Мы местные, нам тут недалеко». Когда шествие после молебна двинулось к Лавре, Костельную по крайней мере открыли на выход из периметра.
За несколько часов до начала мероприятия на Майдан и Европейскую площадь съехались паломнические автобусы, некоторые - с футбольной символикой. Видимо, пришлось задействовать все возможные ресурсы.
Читайте также: Пересменка. Внутри и вокруг Марша равенства
Публика была колоритная: попы с
рациями, бабушки с иконами в цветах, мужчины с крестами на всю грудь и
наружностью людей, с большим трудом попрощавшихся с тяжелыми
наркотиками.и ускоренный вариант - для тех, кому лень наблюдать за всеми нюансами шествия:
Было очень много людей нездоровых – просили на лечение себе или детям. Похоже, что многих приехавших привело туда, где они в итоге оказались, какое-то большое горе, с которым они не смогли ни справиться энергетически, ни обосновать научно. И что делать с такими людьми с «трещиной», а тем более, что делать с теми, кто на этой «трещине» спекулирует – непонятно. И это всего лишь Московский патриархат, филиал КГБ-ФСБ, подумаешь. А есть же более жесткие формирования – секты, например.
Пропускная система иногда хромала: с одной стороны, на рамке на Трехсвятительской у меня практически впервые просмотрели все отделения рюкзака, но с другой стороны, карманы в джинсах, например, не заинтересовали. А после меня вообще прошла, не сбавляя шага, компания в штатском, звеня на рамке и хихикая по этому поводу. На рамке на Майдане осмотр был еще более поверхностный. Уже под Лаврой у мужчин среднего возраста проверяли объемные сумки и рюкзаки – но тоже так, по верхам, при желании и умении можно было бы пронести что-то небезопасное.
Обещанной проверки паспортов не заметила ни разу. Неофициальный комментарий, скажем так, уполномоченного лица (потому что в личку) – проверка была выборочной, все штатно. При этом контингент был причудливо смешан. Группка верующих, остановившихся в тени возле памятника Данте, переговаривалась на литературном русском, звала «Николкой» бегавшего рядом мальчишку-дошкольника. К середине мероприятия мне немножко надоело угадывать: обращаешься на русском – отвечают на белоцерковском, обращаешься на украинском – отвечают чуть ли не с московским акцентом, а дети так вообще не всегда понимали украинский, такое впечатление.
Шествие, пройдя мимо всех административных зданий на Липках, прибыло к Лавре, и возник вопрос, как они все туда поместятся. На какое-то время кусок улицы перед входом был забит до отказа, колонна все прибывала и прибывала с Грушевского, навеивая воспоминания о рок-концертах и смертельной давке в минском метро. Но в итоге почти все зашли внутрь, часть осталась в тени на газонах, разложив карематы и одеялка. Спецназовцы то отходили затариться водой и едой, то играли в переходе в карты. На обратном пути до Арсенальной по тротуарам паломники оставили после себя переполненные урны, не выдержавшие такой нагрузки, и кучи не поместившегося мусора вокруг них.
Главный итог "крестного хода" подвела Хатия Деконоидзе: