пятница, 29 июля 2016 г.

Гибридный ход. Как прихожане УПЦ МП присматривались к Киеву

Крестный ход Московского патриархата прошел на удивление мирно. Возможно, потому, что его таки привезли автобусами. Возможно, самое интересное начнется в Лавре во время ночевки или завтра с утра. Но кое-что об атмосфере, безопасности, правах детей и свободе личности удалось надергать.
Вместо релиза со списком улиц, по которым сегодня нельзя будет пройти и проехать, частично или полностью, полиция могла бы выпустить гораздо более короткое сообщение: «Сегодня никто никуда не попадет».
С утра пораньше пробежавшись по периметру оцепленной зоны, можно было наткнуться на рамки, а можно – и на глухие углы, забаррикадированные решетками, как, например, на Костельной. Перед началом молебна на Владимирской горке на этом пункте не пропускали вообще никого, даже тех, кто уверял: «Мы местные, нам тут недалеко». Когда шествие после молебна двинулось к Лавре, Костельную по крайней мере открыли на выход из периметра.
За несколько часов до начала мероприятия на Майдан и Европейскую площадь съехались паломнические автобусы, некоторые - с футбольной символикой. Видимо, пришлось задействовать все возможные ресурсы.
Публика была колоритная: попы с рациями, бабушки с иконами в цветах, мужчины с крестами на всю грудь и наружностью людей, с большим трудом попрощавшихся с тяжелыми наркотиками.
и ускоренный вариант - для тех, кому лень наблюдать за всеми нюансами шествия:
Было очень много людей нездоровых – просили на лечение себе или детям. Похоже, что многих приехавших привело туда, где они в итоге оказались, какое-то большое горе, с которым они не смогли ни справиться энергетически, ни обосновать научно. И что делать с такими людьми с «трещиной», а тем более, что делать с теми, кто на этой «трещине» спекулирует – непонятно. И это всего лишь Московский патриархат, филиал КГБ-ФСБ, подумаешь. А есть же более жесткие формирования – секты, например.
Пропускная система иногда хромала: с одной стороны, на рамке на Трехсвятительской у меня практически впервые просмотрели все отделения рюкзака, но с другой стороны, карманы в джинсах, например, не заинтересовали. А после меня вообще прошла, не сбавляя шага, компания в штатском, звеня на рамке и хихикая по этому поводу. На рамке на Майдане осмотр был еще более поверхностный. Уже под Лаврой у мужчин среднего возраста проверяли объемные сумки и рюкзаки – но тоже так, по верхам, при желании и умении можно было бы пронести что-то небезопасное.
Обещанной проверки паспортов не заметила ни разу. Неофициальный комментарий, скажем так, уполномоченного лица (потому что в личку) – проверка была выборочной, все штатно. При этом контингент был причудливо смешан. Группка верующих, остановившихся в тени возле памятника Данте, переговаривалась на литературном русском, звала «Николкой» бегавшего рядом мальчишку-дошкольника. К середине мероприятия мне немножко надоело угадывать: обращаешься на русском – отвечают на белоцерковском, обращаешься на украинском – отвечают чуть ли не с московским акцентом, а дети так вообще не всегда понимали украинский, такое впечатление.
Некоторые прихожане Московского патриархата были явно не готовы к рельефу. Большая часть людей столпилась внизу у сцены и памятника Владимиру, немного бабушек рядком стали у перил на холме, даже не пытаясь занять удобные смотровые позиции на склоне. Те, кто поздоровее, выдирался по склону под 45 градусов и висел, уцепившись за акацию двумя руками. Дети бегали без присмотра, пока родители внизу ловили благодать. Возле меня минут двадцать ползала по глине и колючкам девочка лет восьми, я пыталась выяснить, куда ей – вверх или вниз, чтоб сопроводить уже, сколько можно. Но оказалось, что она просто так гуляет, и чуть позже вернулась к своему семейству внизу на полянке.
Возле Лавры опять были попытки ставить детей на колени в шеренге перед иконой, как это было в Харькове. В основном же нельзя было сказать, что дети особо страдали: в мелком возрасте вообще многие вещи, которые у взрослых считаются за дикий трэш, переносятся вполне нормально и даже без осознания того, в чем, собственно, проблема. Похоже, что для детворы это была больше такая себе экскурсия и концерт с песнопениями. Что при этом влетало им мимо сознания прямо в подкорку – будут со временем разбираться их личные психоаналитики.
Шествие, пройдя мимо всех административных зданий на Липках, прибыло к Лавре, и возник вопрос, как они все туда поместятся. На какое-то время кусок улицы перед входом был забит до отказа, колонна все прибывала и прибывала с Грушевского, навеивая воспоминания о рок-концертах и смертельной давке в минском метро. Но в итоге почти все зашли внутрь, часть осталась в тени на газонах, разложив карематы и одеялка. Спецназовцы то отходили затариться водой и едой, то играли в переходе в карты. На обратном пути до Арсенальной по тротуарам паломники оставили после себя переполненные урны, не выдержавшие такой нагрузки, и кучи не поместившегося мусора вокруг них.
С туалетами по пути следования шествия была проблема, они были замечены только во время молебна на Владимирской горке. Зато за прихожанами каталась цистерна с водой, машина медицины катастроф, армейский тягач, велополицейские, кинологи, «люди в штатском» и прочий как привычный, так и слегка экзотический для таких мероприятий контингент.
 
 
И подумалось, что вот оно: с одной стороны безграничное доверие хаосу, надежда на то, что все обойдется, Боженька защитит, а по факту – ответственность, молча перекладываемая на силовиков, у которых был сегодня зашибись какой день, чего прихожане в основной своей массе даже не заметили, не обращая внимания на такие нюансы. Вот она слабость, которая при случае может вынести мозг – и сила, которая ничего не может с этим поделать. Наверно, в этом и есть подлая суть гибридности, на которой Россия второй год выезжает на Донбассе и в Крыму. И если в Киеве «становиться за спинами женщин и детей» пока не пробовали, то пробный смотр этих самых женщин и детей сегодня уже состоялся.
Главный итог "крестного хода" подвела Хатия Деконоидзе:

Дві сторони сили. Як патріархати не зустрілися у Києві

Патріархати Москви та Києва відбули біля пам’ятника Володимиру усі свої заплановані заходи. Жертв немає. І загалом схоже, що ідея зіткнути лобами вірян виникла у телеефірах і там померла. А віряни моляться за хворих, поминають вбитих, і претензії в них більше до держави, ніж до церкви.
Дві ходи, Московського та Київського патріархатів, розвели у часі, щоб уникнути сутичок. Хода КП почалася на світлій галявині під Володимирським, хода МП завершилася у кам'яному коридорі під Лаврою, повз який – суто суб'єктивне відчуття – не хочеться зайвий раз проходити.
Вчорашній та сьогоднішній день нагадав одну казку, про казани з мертвою та живою водою. При тому, що сама регулярно не ходжу у жодну церкву, і мої релігійні переконання – це щось середнє між тим, що Бога нема, і тим, що у кожному з нас його потрошку є, і цю кращу частину варто культивувати, а не гнобити у собі. Ну хоча б намагатися.
Дві ходи відрізнялися майже усім, від безпекового боку до контингенту та настроїв. Під час ходи МП ще під час наближення її до Києва з Донбасу фіксували камуфляж під рясами священиків. На дійстві від Київського патріархату капелани жодної секунди не шифрувалися, шеврони і хрести – все разом, але зрештою – жодного агресивного підтексту.
І там, і там було присутнє козацтво, але роль російських «казаків» ми всі добре знаємо. Під Володимирським собором сьогодні були і козаки, і «Айдар», і «Самооборона Майдану». Не хотілося б ділити вчорашній та сьогоднішний контингент на орків та ельфів. Не так все однозначно (хоча оця фраза вже остаточно себе дискредитувала). Але в деяких випадках, і чисто візуально – щось схоже.
Вчора не видно було вишиванок та українських прапорів. Сьогодні від вишиваних сорочок аж рябіло, ніби у День Незалежності. У колоні було кілька державних стягів, під час ходи кілька разів кричали: «Слава Україні!». Щодо МП, то там на місці якихось спеціальних нерелігійних символів, які позначають національну приналежність, не було нічого. Бо, власне, й пояснити вербальну конструкцію «Українська православна церква Московського патріархату» людині поза контекстом, наприклад, іноземцю – так само складно, як «Старий Новий рік».
Як і віряни Московського патріархату, прибічники Київського збирали на лікування рідних, але окрім того – на будівництво храмів. Чи то МП вже не потребує розширення, чи то в КП значно скрутніше із пожертвами.
Такого масового підвозу, як учора, не було, в результаті кількість вірян КП була в кілька разів менша. Були Волинська, Івано-Франківська, Київська, Черкаська області, але якось камерно і за власної ініціативи.
З безпекою було все якось простіше і просторіше, можна навіть сказати – легковажніше. Хоча газони на бульварі Шевченка у пошуках вибухівки прочісували зі спаніелем, але людей на металодетекторах перевіряли вибірково: мене одного разу пропустили через рамку з усіма речами разом, вдруге – зупинили і передивилися кишені у рюкзаку. Та і власне ніякого глухого перекриття вулиць, як учора, не спостерігалося. І саме подвір'я Володимирського, огороджене схематичним парканом, якійсь ізоляції не сприяло. При цьому нервовості під час подій не було – не те, що вчора, коли силовики охороняли чи то містян від вірян МП, чи навпаки, чи вірян самих від себе.
Без політики і там, і там не обійшлося. Вчора з вірянами МП можна було побачити Шуфрича, Бойка та Новінського, сьогодні під Володимирським перед початком ходи КП з'явилися прапори ВО «Свобода», а біля спуску до пам'ятника Володимиру до колони віталася Ольга Богомолець. А чи вважати червоно-чорний прапор за символіку конкретної партійної організації, чи лишити його за УПА – це вже кожен сам вирішує.
Відрізнялись і молитви. Вчора у МП була несподівана згадка про «українську державу» і на тому якісь паралелі із сучасністю завершилися. У Київського патріархату посилань на реальність було значно більше, аж до деякої схожості із мітингом: у молитві йшлося про «нашестя чужинців», поминали «воїнів, убієнних від чужинців на Донбасі». Тут, схоже, питання не лише відділення церкви від держави, але й відділення церкви і держави від реальності. Недобре спекулювати на політиці, але й дивно читати проповідь, посилаючись на абстракції з минулих століть. Якщо вже це альтернатива психоаналізу для тих, хто його не сприймає, то не говорити пастві про якісь актуальні події – це знов-таки витіснення, привіт, Фройд.
У розповідях вірян спостерігався іноді якийсь тихий, щирий когнітивний диссонанс. Одна бабуся-львів'янка говорила, що УПЦ МП – це церква країни, яка на нас напала, називала російських нападників фашистами. Але при цьому виявилося, що вона не обурена вчорашньою ходою – типу кожному своє, нехай будуть. І взагалі має бути єдина помісна церква.
У промові Філарета теж було згадано це питання, з посиланням на підтримку президента, що знов-таки вибивалося з концепції відділеності від держави. Схоже, українська церква більше хоче бути відділеної від російської держави, і заради цього стерпить навіть тимчасову активну координацію з українськими посадовцями. Одна з тез: якщо церква буде під Москвою, то України не буде. Друга – камінь в город вчорашньої «ходи за мир»: молитися за мир треба, але нам не треба миру в неволі, миру в рабстві. Наступний рівень, напевно, в Любомира Гузара, за версією якого володіння зброєю – то не зле. Різниця при цьому між ним і священниками МП, що освячували російську зброю, може й не дуже помітна з формальної точки зору. Але в першому випадку йдеться все ж таки про самозахист, а не про напад невідомо з якого дива.
Назад після ходи від Володимирської гірки я йшла майже тим самим маршрутом, і видовища з купами пластикового сміття не побачила. Звісно, людей було значно менше, але навряд чи це показник. Спишемо це на тривалість ходи МП, бо як ще пояснити вчорашню антисанітарію, хтозна.
Біля пам'ятника Володимиру не сталося жодних сутичок. Певно, всі віряни Московського патріархату, які ще вчора не роз'їхалися по домівках, лишилися там, куди прагнули дістатися – у Лаврі. Між місцевими та гостями вчора та сьогодні теж не було якихось складних суперечок на релігійну тему. Можливо, тому, що Київ, загартований усіма патріархатами включно із їхніми сектантськими відхиленнями, бачив і не таке.

Штаб АТО: временное затишье наблюдается на Луганском направлении

В течение сегодняшних суток в районе проведения АТО российские оккупационные войска 13 раз открывали огонь по позициям украинской армии.
Об этом сообщает пресс-центр штаба АТО.

"На Донецком направлении противник из 82 мм минометов и гранатометов различных систем обстрелял наши укрепления в Авдеевке и Майорске. Также, по Светлодарской дуге под Луганским враг использовал автоматические станковые гранатометы и стрелковое оружи", - отметили в штбе.
Кроме этого, на Мариупольском направлении было неспокойно в Водяном - там боевики вели огонь по украинским опорным пунктам из минометов, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия.
Кроме этого, под гранатометный огонь попали наши воины в Марьинке и Лебединском.
На Луганской области с полуночи и в течение дня сохранялось относительное затишье.
Напомним, боевики снизили количество обстрелов в зоне АТО.
 Боевики 13 раз обстреляли украинских военных  - фото 1

На Донбассе воевали более 50 тысяч россиян - Геращенко

Этот документальный факт, найденный волонтерами проекта "Миротворец" в почтовом ящике российской террористки Марии Коляды,
Об этом в соцсети написал нардеп, советник главы МВД АНтон Геращенко.
"На территории Украины воевало 50 тысяч граждан Российской Федерации. Это не домыслы и не предположения, а документальный факт, найденный волонтерами проекта "Миротворец" в почтовом ящике российской террористки Марии Коляды, которая выполняет функции руководителя пресс-службы террористической организации ДНР", - написал он.

Порошенко обратился к Вселенскому Патриарху для создания поместной Православной церкви

Архиепископ Константинополя и Нового Рима, Вселенский Патриарх Варфоломей может помочь православным Украины объединиться.
Такое заявление сделал сегодня Петр Порошенко на Владимирской горке, принимая участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню крещения Киевской Руси-Украины.
В своей речи президент обратился к архиепискому Тельмискому Иове с просьбой передать его слова Варфоломею.
- Передайте, пожалуйста, его Святейшеству, что православная церковь Украины безотлагательно требует внимания со стороны Вселенского Константинопольского престола. Он - единственный, кто может помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового православия, - подчеркнул Порошенко.
 Петр Порошенко заявил, что украинцы хотят иметь единую поместную Православную церковь. - фото 1

Джемилев пояснил, для чего Путин присоединил Крым к Южному федеральному округу

В Кремле считают, что объединив аннексированный полуостров, смогут избежать политики санкций за нарушение международных законов.
Такое мнение высказал уполномоченный президента по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев на открытии фотовыставки, посвященной погибшим крымчанам.
- Путин прибег к такому шагу, чтобы избежать санкций против оккупированного полуострова, однако теперь эти санкции могут быть введены против всего округа, в который включили Крым, – сказал он.

Чубаров анонсировал полную зачистку в Крыму

Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров пояснил, что будет с Крымом после лишения особого статуса в РФ.
По словам народного депутата, Крым постигнет судьба территорий, которые находятся в составе России насильно.
"Кремль подготовил оккупированном полуострове судьбу других территорий, выступающих в качестве объектов для насаждения единой унифицированной государственной политики, при реализации которой этническое или историческое разнообразие, культурные или языковые особенности будут служить прикрытием лишь до момента полной зачистки этой территории со стандартами "русского мира", - отметил Чубаров на своей странице в Facebook.
Глава Меджлиса уверен, что Россию ждут смутные времена.
 Рефат Чубаров уверен, что Крым теперь полностью ощутит стандарты "русского мира" - фото 1
'