Работа специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе напоминает Сизифов труд, поскольку после каждого перемирия, когда кажется, что военный конфликт удалось локализовать, карусель войны начинается снова.
Последний «мирный» цикл длился около двух месяцев. 1 сентября было объявлено о начале очередного «режима прекращения огня», а 3 ноября заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг сообщил, что число обстрелов превысило показатели, зафиксированные перед перемирием.
Как сообщили в ОБСЕ, в последнюю неделю октября на линии разграничения было зафиксировано 6 тысяч нарушений режима прекращения огня, а в первую неделю ноября - уже около 8 тысяч нарушений. Вероятно, вскоре стартует новая серия переговоров о перемирии, которую приурочат к рождественским праздникам и Новому году.
Нельзя сказать, что ОБСЕ не работает. Работники миссии с завидным упорством считают воронки от снарядов, а также случаи ранений или гибели мирных граждан. Благодаря их работе мы знаем, что обстрелы вернулись на прежний уровень, или в зоне АТО соблюдается относительное перемирие. Однако похожие сводки публикует и пресс-центр АТО, а наблюдателей ОБСЕ зачастую вызывают на «место преступления», просто чтобы продублировать информацию об обстреле.
Требования соблюдать Минские соглашения тоже звучат от всех участников противостояния.
«Этот конфликт уже длится 2,5 года. Уже третью зиму мы будем наблюдать, как вооруженные люди противостоят друг другу со статических позиций, а между ними – сотни тысяч невинных жителей. Не пора ли уже, наконец, выполнить Минские соглашения? Время истекает. Мы снова находимся накануне зимы, когда люди будут жить и умирать в холодных квартирах и домах, изувеченных обстрелами, в районах без экономической и социальной поддержки», – заявил на недавней пресс-конференции Хуг.
Когда же можно ожидать, что вооруженное противостояние прекратится?
Изобретательный Минск
Для снятия напряжения на фронте в ходе Минских переговоров придумываются все новые и новые мирные инициативы. Одной из последних таких идей стало рамочное решение о начале разведения сил и средств на Донбассе на трех участках, которое подписали 21 сентября 2016 года.
В качестве эксперимента было принято решение о разведении вооружений в Луганской области у Петровского (состоялось 1 октября) и Золотого (прошло 7 октября). На 9 октября планировался отвод войск в районе Станицы Луганской, однако украинская сторона перенесла его в связи с невыполнением боевиками договоренности по полному прекращению огня (СММ ОБСЕ тоже зафиксировала свежие воронки от разрывов снарядов, выпущенных на этом участке из автоматических гранатометов). Можно предположить, что Луганской области благодаря этой инициативе, напряжение уменьшилось.
Частично с этим можно согласиться, поскольку 87% обстрелов приходится на Донецкую область. Однако и в Луганской области число обстрелов за неделю выросло в пять раз, поэтому эффект от отведения войск на отдельных участках можно назвать минимальным.
Гораздо полезнее было бы, если бы наблюдатели ОБСЕ круглосуточно находились на позициях, в идеале, с обеих сторон. Как правило, все обстрелы происходят ночью и четко синхронизированы с графиком наблюдателей Миссии. Пока на позициях работает СММ, на данном участке фронта начинается «режим тишины», который прекращается с отбытием наблюдателей. Примечательно, что за все время военных действий не пострадал ни один наблюдатель ОБСЕ. С одной стороны, это говорит об осторожности работников Миссии, которые не спешат ехать в зону обстрела, чтобы воочию убедиться, кто в кого стреляет.
С другой стороны, это свидетельствует о том, что, несмотря на хаос военного противостояния, у его участников есть свои «табу».Боевики «ДНР» и «ЛНР» часто не допускают наблюдателей ОБСЕ на свои позиции, о чем неоднократно сообщали сами работники миссии. Однако это не представляет проблемы, поскольку находясь только на позициях украинских военных можно фиксировать, с какой стороны начали стрелять первыми. В случае, когда ОБСЕ приезжает посчитать воронки, невозможно определить, какая из сторон нападала, а какая вела ответный огонь. Если бы наблюдатели давали «индульгенцию» на огневое подавление агрессора, возможно, на фронте была бы уже реальная тишина. Непонятно, почему такую очевидную инициативу до сих пор не попытались реализовать.
Еще одна полезная функция СММ ОБСЕ, это попытка организации гуманитарных коридоров для того, чтобы облегчить жизнь мирных жителей, проживающих в зоне АТО. На переговорах в Минске 9 ноября была достигнута договоренность по обеспечению безопасности, в связи с открытием контрольного пункта въезда/выезда в Золотом, которое должно произойти до 23 ноября. В теории, воюющие «шахтеры» должны быть заинтересованы в том, чтобы их сограждане могли съездить на подконтрольные Киеву территории за продуктами или социальными выплатами. На практике проблемы жителей Донбасса не сильно волнуют сторонников «русского мира».
Заметна роль ОБСЕ и в вопросе освобождения заложников, находящихся у боевиков. В последнее время обмен пленными сильно замедлился. Однако наблюдатели неизменно присутствуют при всех подобных обменах, являясь дополнительной гарантией безопасности при их проведении. Накануне координатора от ОБСЕ в гуманитарной подгруппе Тони Фриш совершил поездку на оккупированные территории, где посетил пленных украинцев, передав им письма от родных и проинспектировав условия их содержания. По данным на начало сентября в заложниках находится 115 граждан Украины.
После переговоров трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, которые проходили 8-9 ноября в Минске, спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик заявил об «ощутимом улучшении климата» в переговорах по гуманитарным вопросам. По его словам, особенно подробно рассматривался вопрос освобождения пленных. Подробности переговоров неизвестны, хотя есть информация, что украинская сторона заявила о готовности менять трех боевиков на одного заложника. Будем надеяться, что вопрос освобождения пленных сдвинется с мертвой точки, поскольку с начала сентября удалось освободить только двух украинцев, один из которых был работником миссии ООН.
Добро должно быть с кулаками
Несмотря на значительные усилия, которые прикладывает СММ ОБСЕ, а также немалую стоимость ее осуществления, результаты ее работы были бы ничтожными, если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, благодаря работе наблюдателей санкции в отношении России продлеваются и даже иногда немного расширяются. В каком-то смысле это результат безрезультатной работы ОБСЕ.
10 ноября Reuters сообщил, что Евросоюз планирует продлить экономические санкции в отношении России в декабре 2016 года. Санкции хотят продлить до того, как Дональд Трамп станет президентом США из-за непредсказуемости его действий. Однако само решение о продлении санкций связано с тем, что ситуация на Донбассе не улучшается. Действие Минских соглашений заканчивалось еще в 2015 году, но их продлили на 2016 год, поскольку они так и не были выполнены. Мандат миссии ОБСЕ заканчивается в конце марта 2017 года, но с такими темпами установления «перемирия» их могут продлить и дальше.
Главная проблема заключается в том, что санкции за невыполнение Минских соглашений не настолько болезненны для России и боевиков, чтобы соблюдать условия перемирия.
Чтобы переломить ситуацию, Украина пытается изменить нынешний формат миссии ОБСЕ, поменяв нынешних безоружных наблюдателей на вооруженную международную полицейскую миссию.
19 октября в Берлине состоялись переговоры «Нормандской четверки» с участием украинского президента Петра Порошенко, российского главы Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
По итогам переговоров Порошенко сообщил, что к концу ноября стороны должны утвердить основу дорожной карты по реализации Минских соглашений и добавил, что Россия поддержала введение вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Однако 24 октября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что создание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе пока не обсуждается.
Таким образом, ситуация по-прежнему остается подвешенной, а значит, сизифов труд ОБСЕ будет продолжаться. В начале ноября посол США в Украине Мари Йованович заявила, что Украину не будут призывать в одностороннем порядке выполнять свои политические обязательства в рамках Минских соглашений. Это значит, что пока ОБСЕ будет фиксировать обстрелы в зоне АТО, политические процессы на оккупированных территориях будут заморожены.
При кажущейся бесплодности, СММ влияет на ситуацию, поддерживая существующее статус-кво. Пока на Донбассе говорят пушки, Россия расходует накопленные за прошедшие годы ресурсы. По официальным данным Минфина РФ, резервный фонд страны с 1 июня по 1 ноября 2016 года сократился примерно на $8,7 млрд. Осталось еще около $38,6 млрд. До Нового года ситуация на фронте вряд ли изменится. Кремль будет пытаться качать ситуацию в Украине и ждать инаугурации своего «друга» Трампа, на которого российский политикум возлагает большие надежды. Пока финансы позволяют властям РФ ждать и надеяться. Однако по мере усугубления ситуации в российской экономике значение миссии ОБСЕ будет расти. Возможно, с пустой казной призывы к миру будут звучать несколько более убедительно.
Последний «мирный» цикл длился около двух месяцев. 1 сентября было объявлено о начале очередного «режима прекращения огня», а 3 ноября заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг сообщил, что число обстрелов превысило показатели, зафиксированные перед перемирием.
Как сообщили в ОБСЕ, в последнюю неделю октября на линии разграничения было зафиксировано 6 тысяч нарушений режима прекращения огня, а в первую неделю ноября - уже около 8 тысяч нарушений. Вероятно, вскоре стартует новая серия переговоров о перемирии, которую приурочат к рождественским праздникам и Новому году.
Нельзя сказать, что ОБСЕ не работает. Работники миссии с завидным упорством считают воронки от снарядов, а также случаи ранений или гибели мирных граждан. Благодаря их работе мы знаем, что обстрелы вернулись на прежний уровень, или в зоне АТО соблюдается относительное перемирие. Однако похожие сводки публикует и пресс-центр АТО, а наблюдателей ОБСЕ зачастую вызывают на «место преступления», просто чтобы продублировать информацию об обстреле.
Требования соблюдать Минские соглашения тоже звучат от всех участников противостояния.
«Этот конфликт уже длится 2,5 года. Уже третью зиму мы будем наблюдать, как вооруженные люди противостоят друг другу со статических позиций, а между ними – сотни тысяч невинных жителей. Не пора ли уже, наконец, выполнить Минские соглашения? Время истекает. Мы снова находимся накануне зимы, когда люди будут жить и умирать в холодных квартирах и домах, изувеченных обстрелами, в районах без экономической и социальной поддержки», – заявил на недавней пресс-конференции Хуг.
Когда же можно ожидать, что вооруженное противостояние прекратится?
Изобретательный Минск
Для снятия напряжения на фронте в ходе Минских переговоров придумываются все новые и новые мирные инициативы. Одной из последних таких идей стало рамочное решение о начале разведения сил и средств на Донбассе на трех участках, которое подписали 21 сентября 2016 года.
В качестве эксперимента было принято решение о разведении вооружений в Луганской области у Петровского (состоялось 1 октября) и Золотого (прошло 7 октября). На 9 октября планировался отвод войск в районе Станицы Луганской, однако украинская сторона перенесла его в связи с невыполнением боевиками договоренности по полному прекращению огня (СММ ОБСЕ тоже зафиксировала свежие воронки от разрывов снарядов, выпущенных на этом участке из автоматических гранатометов). Можно предположить, что Луганской области благодаря этой инициативе, напряжение уменьшилось.
Частично с этим можно согласиться, поскольку 87% обстрелов приходится на Донецкую область. Однако и в Луганской области число обстрелов за неделю выросло в пять раз, поэтому эффект от отведения войск на отдельных участках можно назвать минимальным.
Гораздо полезнее было бы, если бы наблюдатели ОБСЕ круглосуточно находились на позициях, в идеале, с обеих сторон. Как правило, все обстрелы происходят ночью и четко синхронизированы с графиком наблюдателей Миссии. Пока на позициях работает СММ, на данном участке фронта начинается «режим тишины», который прекращается с отбытием наблюдателей. Примечательно, что за все время военных действий не пострадал ни один наблюдатель ОБСЕ. С одной стороны, это говорит об осторожности работников Миссии, которые не спешат ехать в зону обстрела, чтобы воочию убедиться, кто в кого стреляет.
С другой стороны, это свидетельствует о том, что, несмотря на хаос военного противостояния, у его участников есть свои «табу».Боевики «ДНР» и «ЛНР» часто не допускают наблюдателей ОБСЕ на свои позиции, о чем неоднократно сообщали сами работники миссии. Однако это не представляет проблемы, поскольку находясь только на позициях украинских военных можно фиксировать, с какой стороны начали стрелять первыми. В случае, когда ОБСЕ приезжает посчитать воронки, невозможно определить, какая из сторон нападала, а какая вела ответный огонь. Если бы наблюдатели давали «индульгенцию» на огневое подавление агрессора, возможно, на фронте была бы уже реальная тишина. Непонятно, почему такую очевидную инициативу до сих пор не попытались реализовать.
Еще одна полезная функция СММ ОБСЕ, это попытка организации гуманитарных коридоров для того, чтобы облегчить жизнь мирных жителей, проживающих в зоне АТО. На переговорах в Минске 9 ноября была достигнута договоренность по обеспечению безопасности, в связи с открытием контрольного пункта въезда/выезда в Золотом, которое должно произойти до 23 ноября. В теории, воюющие «шахтеры» должны быть заинтересованы в том, чтобы их сограждане могли съездить на подконтрольные Киеву территории за продуктами или социальными выплатами. На практике проблемы жителей Донбасса не сильно волнуют сторонников «русского мира».
Заметна роль ОБСЕ и в вопросе освобождения заложников, находящихся у боевиков. В последнее время обмен пленными сильно замедлился. Однако наблюдатели неизменно присутствуют при всех подобных обменах, являясь дополнительной гарантией безопасности при их проведении. Накануне координатора от ОБСЕ в гуманитарной подгруппе Тони Фриш совершил поездку на оккупированные территории, где посетил пленных украинцев, передав им письма от родных и проинспектировав условия их содержания. По данным на начало сентября в заложниках находится 115 граждан Украины.
После переговоров трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, которые проходили 8-9 ноября в Минске, спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик заявил об «ощутимом улучшении климата» в переговорах по гуманитарным вопросам. По его словам, особенно подробно рассматривался вопрос освобождения пленных. Подробности переговоров неизвестны, хотя есть информация, что украинская сторона заявила о готовности менять трех боевиков на одного заложника. Будем надеяться, что вопрос освобождения пленных сдвинется с мертвой точки, поскольку с начала сентября удалось освободить только двух украинцев, один из которых был работником миссии ООН.
Добро должно быть с кулаками
Несмотря на значительные усилия, которые прикладывает СММ ОБСЕ, а также немалую стоимость ее осуществления, результаты ее работы были бы ничтожными, если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, благодаря работе наблюдателей санкции в отношении России продлеваются и даже иногда немного расширяются. В каком-то смысле это результат безрезультатной работы ОБСЕ.
10 ноября Reuters сообщил, что Евросоюз планирует продлить экономические санкции в отношении России в декабре 2016 года. Санкции хотят продлить до того, как Дональд Трамп станет президентом США из-за непредсказуемости его действий. Однако само решение о продлении санкций связано с тем, что ситуация на Донбассе не улучшается. Действие Минских соглашений заканчивалось еще в 2015 году, но их продлили на 2016 год, поскольку они так и не были выполнены. Мандат миссии ОБСЕ заканчивается в конце марта 2017 года, но с такими темпами установления «перемирия» их могут продлить и дальше.
Главная проблема заключается в том, что санкции за невыполнение Минских соглашений не настолько болезненны для России и боевиков, чтобы соблюдать условия перемирия.
Чтобы переломить ситуацию, Украина пытается изменить нынешний формат миссии ОБСЕ, поменяв нынешних безоружных наблюдателей на вооруженную международную полицейскую миссию.
19 октября в Берлине состоялись переговоры «Нормандской четверки» с участием украинского президента Петра Порошенко, российского главы Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
По итогам переговоров Порошенко сообщил, что к концу ноября стороны должны утвердить основу дорожной карты по реализации Минских соглашений и добавил, что Россия поддержала введение вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Однако 24 октября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что создание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе пока не обсуждается.
Таким образом, ситуация по-прежнему остается подвешенной, а значит, сизифов труд ОБСЕ будет продолжаться. В начале ноября посол США в Украине Мари Йованович заявила, что Украину не будут призывать в одностороннем порядке выполнять свои политические обязательства в рамках Минских соглашений. Это значит, что пока ОБСЕ будет фиксировать обстрелы в зоне АТО, политические процессы на оккупированных территориях будут заморожены.
При кажущейся бесплодности, СММ влияет на ситуацию, поддерживая существующее статус-кво. Пока на Донбассе говорят пушки, Россия расходует накопленные за прошедшие годы ресурсы. По официальным данным Минфина РФ, резервный фонд страны с 1 июня по 1 ноября 2016 года сократился примерно на $8,7 млрд. Осталось еще около $38,6 млрд. До Нового года ситуация на фронте вряд ли изменится. Кремль будет пытаться качать ситуацию в Украине и ждать инаугурации своего «друга» Трампа, на которого российский политикум возлагает большие надежды. Пока финансы позволяют властям РФ ждать и надеяться. Однако по мере усугубления ситуации в российской экономике значение миссии ОБСЕ будет расти. Возможно, с пустой казной призывы к миру будут звучать несколько более убедительно.
Комментариев нет :
Отправить комментарий