четверг, 18 февраля 2016 г.

Энергетическая отмычка Кремля

Использование Россией энергетического оружия – далеко не новость в международных отношениях. Однако стремление соорудить вторую ветку газопровода «Северный поток» - особый случай, поскольку предполагает натиск сразу по нескольким направлениям.

После прихода Владимира Путина к власти экспортируемые Россией энергетические ресурсы быстро начали превращаться в геополитическое оружие. Этому способствовало и повышение цены нефти и газа, и растущий спрос на углеводороды в мире. В Кремле быстро осознали перспективы превращения в «petrol-государство» и подчинили внешнюю политику интересам наращивания экспорта энергетических ресурсов.
«Газовые войны» 2006 и 2009 годов с Украиной с целью подрыва доверия к возможностям украинской ГТС, установление «Газпромом» контроля над компанией «Белтрансгаз» стали прелюдией к сооружению и запуску в коммерческую эксплуатацию газопровода «Северный поток», позволяющего транспортировать энергетические ресурсы напрямую – с российской территории на территорию Германии. Лидер европейской экономики и политики – не только один из крупнейших импортеров российского газа, но и обладатель сети газопроводов, позволяющих транспортировать «голубое золото» в другие страны Западной Европы. Стоит ли удивляться, что компанией Nord Stream управляет экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, благословивший строительство газопровода в последние месяцы пребывания на государственной службе. Столь скандальных трансферов, как переход Шредера на службу «Газпрому», стоит поискать даже в привычном к найму бывших государственных служащих бизнес-корпорациями современном мире.
Значительное превышение стоимости прокладывания «Северного потока» не остановило инициаторов его сооружения, поскольку новый газопровод позволил уменьшить зависимость от транзитных государств – Украины, Беларуси, Польши, Словакии, обеспечить взаимодействие российского и немецкого бизнеса. Откровенно говоря, в Москве и Берлине свое энергетическое сотрудничество в качестве приоритетного рассматривали на протяжении длительного периода времени. Интерес очевиден: высокая покупательная способность Германии и ее стремление получать энергоресурсы из первых рук.
Вступление в силу в 2014 году третьего энергетического пакета ЕС, призванного обеспечить разделение добычи, транзита и продажи газа и существенно демонополизировать энергетический рынок Европейского Союза, вызвало обеспокоенность со стороны России. Не меньшую обеспокоенность испытали страны Евросоюза после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе, отрицать участие в которых России становилось все более и более сложно.
На агрессивные действия Кремля мировое сообщество отреагировало санкциями, свои ограничения на торговые отношения с Россией ввел и Европейский Союз. Следует подчеркнуть, что энергетические ресурсы не стали предметом санкций, хотя страны Запада ограничили поставку в Россию оборудования для добычи нефти и газа на арктическом шельфе.
Однако уже летом 2015 года «Газпром» и ряд европейских энергетических компаний договорились о сооружении газопровода «Северный поток-2». Российская энергетическая монополия получит в проекте 51% акций. С ней намерены сотрудничать проверенные партнеры из Западной Европы – Engie (9%), Wintershall, EON, OMV, Shell (в каждой из них по 10% акций проекта). Ориентировочная стоимость строительства нового газопровода, который через Балтийское и Северное моря позволит транспортировать газ с российской территории непосредственно на территорию Германии 9,9 миллиарда евро. В случае реализации проекта ФРГ получит около 80% от общего объема потребления газа, а общая европейская зависимость от российского газа вырастет до 60-процентного уровня.
Российскую энергетическую монополию не останавливает стоимость проекта – 9,9 миллиарда евро, которая, учитывая опыт превышения сметы строительства «Северного потока», имеет все шансы существенно вырасти.
Убежден, что Россия готова прокладывать даже трубы из чистого золота, чтобы исключить Украину и страны Центральной Европы из транзитной цепочки и поощрить страны Западной Европы к активизации сотрудничества с ней. С одной стороны, это свидетельствует о крахе попыток доказать ненадежность украинской газотранспортной системы мировому сообществу, с другой – только подчеркивает, что для России поставки энергоресурсов остаются оружием политического влияния.
Сегодня для Кремля чрезвычайно важно показать, что он способен восстановить нормальные отношения с ЕС, как это было до аннексии Крыма и разжигания Россией конфликта на Донбассе. Поэтому «удар  газопроводом» направлен на Германию, которая позиционирует себя, как экономического и политического лидера Европы.
Против планов Кремля высказались Польша, Украина и Словакия, которые выступили в роли транзитеров российского газа и неоднократно подтверждали свою надежность.  В финансовом выражении потери могут составить 400 миллионов долларов в год для Польши, 2 миллиарда долларов для Украины и 800 миллионов для Словакии. Однако сейчас речь идет не только об экономике, но и о политике – именно Украина и ее ближайшие соседи чутко ощущают нарастающую угрозу со стороны России. Позиция Словакии обусловлена взглядами президента Андрея Киски, а Роберт Фицо (премьер-министр Словакии) публично более лоялен к России.
Кроме того, против «Северного потока-2» совместно выступили президенты Польши и Украины – Анджей Дуда и Петр Порошенко, противодействовать ему намерены польские евродепутаты.
Стремлением соорудить «Северный поток-2» Россия преследует сразу несколько целей:
- продемонстрировать способность реализовывать масштабные инфраструктурные проекты с компаниями государств, которые ввели санкции против РФ, тем самым дав импульс борьбе за их отмену;
- компенсировать собственный отказ от строительства газопроводов «Сила Сибири», «Южный поток», «Турецкий поток»;
- продемонстрировать способность наращивать объемы экспорта энергетических ресурсов в страны ЕС на фоне возможного появления на европейском рынке нефти и газа из США;
- минимизировать участие в транзите газа Украины и других государств Центральной Европы, углубить раскол между центральноевропейскими и западноевропейскими членами ЕС;
- доказать мировому сообществу готовность стран ЕС идти на компромиссы с Россией ради собственного блага.
Выступление российского премьер-министра Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности лишь доказывает намерение Кремля повышать ставки. Останавливаться в этом принципиальном для себя вопросе Москва не намерена. Украина с рядом европейских стран определила свое негативное отношение к «Северному потоку-2», теперь слово за Европейской Комиссией.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

'